Этот небольшой российский город стал известен всей стране благодаря нестандартному подходу к развитию общественных пространств. Журнал ЦИАН изучил приемы местных урбанистов.
Альметьевск – столица нефтяников, таково неофициальное название небольшого городка на юго-востоке Татарстана. И хотя слухи о баснословных зарплатах и личных нефтяных вышках жителей сильно преувеличены, город все-таки выделяется из череды подобных. Не каждый региональный населенный пункт может позволить себе пригласить Земфиру на День города и всю заключительную песню бесплатного концерта на главной площади палить в небо красочными салютами.
До недавнего времени Альметьевск, несмотря на более чем солидные средства «Татнефти», мало чем отличался от других моногородков, раскиданных по России – два-три основных предприятия, профильный ВУЗ, парк с вечным огнем, улица Ленина... Однако в последние пару лет здесь бурлит урбанистическая революция.
Итак, администрации надоело, что лучшие умы утекают в Казань и другие крупные города. При том, что в целом-то в городе все хорошо: работа у людей есть, строятся новые районы – жилые комплексы, социальная инфраструктура, торговые площади. Но очевидно, что новому поколению этого мало и помимо базовых потребностей настала пора удовлетворять еще и желание самовыражения, творчества, обучения. Поэтому в Альметьевске разработали программу городского развития на несколько лет, и уже сейчас она дает плоды.
Преобразились
Первой «ласточкой» стало включение Альметьевска в 2016 году в программу «Парки и скверы Татарстана», в рамках которой по всей республике были выбраны общественные пространства, подлежащие реновации командой специалистов во главе с помощником президента Республики Татарстан Наталией Фишман.
В Альметьевске выбрали общественный пляж, обосновав это потенциалом туристской рекреационной зоны. Результат переделки превзошел ожидания: на пляж завезли белоснежный песок, разбили деревянные спуски и прогулочные дорожки у воды, запустили вейк-парк, открытый бассейн, кафе, скалодром, детскую площадку и пр.
Затем урбанисты преобразили замусоренную речку, протекающую через полгорода. Был разбит каскад прудов, оборудован скейт-парк, в Альметьевске появилась огромная детская площадка с питьевыми фонтанами, гигантским городским хештегом и мини-зоопарком.
Но и это не конец. В 2018 году был завершен еще один проект – парк «Здоровье» на месте полузаброшенной лесопосадки за главной больницей. Кроме того, идет реконструкция городского водохранилища.
С Днем велосипедиста!
После первых успехов власти вошли во вкус и решили сделать Альметьевск... велосипедной столицей России. И пиар-повод прекрасный, и стратегическая цель светлая.
Создать лучшую велосипедную инфраструктуру, чтобы избежать пробок, внедрить в моду здоровый образ жизни и оздоровить население – с таким прицелом была нанята команда из Копенгагена, которая подготовила проект велодорожек по всему городу.
Проект был оценен в 3,6 млн евро, финансирование шло из городского бюджета, а также за счет вливаний компании «Татнефть». В Альметьевске уже построено 50 км выделенных велодорожек (из двухсот). Сделано это по всем правилам и с вниманием к деталям – с выделенными светофорами, высокими урнами и шикарным покрытием. Город даже обзавелся новым праздником – Днем велосипедиста.
Однако русская реальность немного сбила «золото с блестящих проекций». Во-первых, горожане возмутились, что великолепные дорожки примыкают к обычным тротуарам и дорогам, местами «весьма потасканным и залатанным». Многие жаловались, что приоритеты распределены неверно и нужно было бы начать с парковок во дворах и пешеходных тротуарах. Поэтому инициаторам проекта пришлось несколько поумерить пыл, перераспредилить бюджет и помимо велодорожек начать строить и тротуары. Из-за этого проект будет реализован не за год, а за два.
Сам я этими велодорожками не пользовался и особого значения им раньше не придавал, равно как и велосипедистам. Катаются себе в сторонке и ладно. Но перебравшись в Казань, люто возненавидел велосипедистов. Так как они передвигаются в общем потоке по проспектам, среди автомобилей и далеко не всегда правым рядом. И это в потоке, который двигается со скоростью не менее 80 км/ч! И все только потому, что у них нет другого выбора для передвижения. Поэтому сейчас я целиком и полностью поддерживаю программу велодорожек в Альметьевске. Она позволила отделить велосипедный трафик от автомобильного потока, обезопасив тем самым и тех и других.
Максим Сураев, экспедитор
Вторая несостыковка с планом – нежелание альметьевцев заменить личный автомобиль на велосипед. Возможно, это лишь дело времени и привычки, и когда сеть велодорожек покроет весь город, то и жители окажутся готовы к новому транспорту. Но пока вся эта инфраструктура воспринимается лишь как развлечение и приятное времяпрепровождение.
Альметьевцев можно понять. В нашей стране не так часто погода благоволит к велопоездкам, ехать на работу в январе на велосипеде решаются лишь отчаянные энтузиасты. К тому же, еще не сформировалась мотивация. Ни спортивные успехи, ни экологическая чистота не подстегивает тех же европейцев к регулярным поездкам, в отличие от одной-единственной причины – экономии. Поэтому поживем-увидим.
Изменения в городе я воспринимаю положительно, но пользоваться сама всей этой красотой не успеваю – работаю, а вечером дома дела ждут. Зато когда гости приезжают, то обязательно по городу гуляем. Показываю им все, чтобы восхищались. По дорожкам не каталась еще, да и в принципе пока я на работу или с работы иду, то очень мало людей на велосипедах вижу. Максимум пара человек встречается. Еще недавно новый спортивный комплекс огромный открыли, но он почти в два раза дороже простого бассейна, поэтому ходить туда не буду.
Ильсияр Габдуллина, специалист пенсионного фонда
Причуды стрит-арта
Следующим шагом стал арт-проект «Сказки о золотых яблоках», который стартовал в феврале 2017 года. Это пятилетняя паблик-арт программа, которую курирует Институт исследования стрит-арта (Санкт-Петербург). В официальном описании проект представляет собой «эпос об истории нефтяного региона и его жителях, перенесенный на стену и соединенный общим маршрутом». Поэтому все истории, которые иллюстрируют художники, были собраны в Альметьевском районе или представляют собой фрагменты общего культурно-исторического наследия Татарстана.
В поддержку проекта проводились бесплатные мероприятия для горожан: презентация программы кураторами и основателями проекта; мастер-классы по каллиграфии, стикер-арту и техникам граффити на улице; велоэкскурсии, театрализованное открытие скульптуры и веломаскарад; выступления специалистов по уличному искусству.Первые работы арт-проекта появились в прошлом году на административном здании возле головного офиса «Татнефти» и резервуарах котельной АПТС. Тогда резервуары котельной расписал Кирилл Kreal из международной граффити-команды TAD, здание гаража АПТ — Карим Джаббари (Karim Jabbari) из Монреаля и московский дуэт Hoodo, брандмауэр «Исәнмесез!» на въезде в город на доме по улице Бигаш, 123 выполнил итальянский художник Агостино Якурчи (Agostino Iacurci).
Основная цель всей затеи — создать произведения, которые бы несли в себе культурную историю города и были понятны каждому.
Однако с пониманием первых творений возникли проблемы. Разливающееся золото на пиксельной кладке и расплывчатые образы на автостоянке хорошо считывает лишь молодежь, для людей более пожилых они явно нуждаются в расшифровке.
Возможно, именно поэтому впоследствии акцент был сделан на более традиционных и понятных даже школьникам образах – на стенах зданий Альметьевска появились страницы азбуки с оригинальными татарскими буквами, скульптура татарского поэта Габдуллы Тукая с Шурале (главным героем одного из произведений) на велосипеде.
Особняком стоит памятник девице-воину Каракуз авторства Даши Намдакова, установленный у входа в головной офис «Татнефти». Этот скульптор ранее снискал любовь руководства республики и его работы украсили несколько знаковых мест Казани, попутно вызвав небольшой скандал у недовольных резкостью и агрессией образов. Альметьевская работа выполнена в характерном для Даши стиле и в целом гармонично сочетается с мрачно-черным прямоугольником здания.
Вскоре откроют еще и новый Общественный центр, который создают на месте старого Универмага. В нем появятся музей нефти, интерактивный детский научно-технический центр, залы для временных выставок. По словам куратора проекта Полины Еж, скоро в городе появятся медиаинсталляции, парк арт-объектов татарских мифических персонажей и другие интересные новинки.
Вся история со стрит-артом в Альметьевске вышла с татарским акцентом и акцентом «Татнефти», потому что конечный выбор делают не специалисты, а просто те, кто стоят у руля. И если со скульптурой Каракуз, которая стоит у главного здания «Татнефти» я абсолютно согласна – она и по легенде очень подходит и сама скульптура получилась приятная, легкая – Но вот Чехов на лошади? Это, конечно, финиш! Лучше бы он сам просто стоял. Животное выполнено с абсолютным незнанием анатомии, и это в краю, где есть своя конно-спортивная школа. А вот Тукай на велосипеде – это хоть и прикол, но весьма любопытный, забавный. Конечно, нашим людям это с ходу не понять, нужно объяснять, приобщать к изобразительному искусству. То же самое и с росписями на домах – мне они очень нравятся, восхищаюсь этим, а вот у жителей порой возникают споры и недовольство. Говорят, мол, почему на том доме лошадь нарисовали, а нам змея досталась? Нам, профессионалам, это интересно, а простому обывателю хочется попроще и понятнее. Но здорово, что так постепенно и будет формироваться вкус. Единственный вопрос: как это будут восстанавливать, когда работы покоробятся и пострадают от времени? Будет очень жалко такую красоту. Так что наш город становится все лучше и краше, получилось этакое чудо в табакерке, если соотносить с республикой. Но стоит отметить, что этой красоты мало, чтобы удержать молодежь: в городе просто не хватает на всех учебных заведений. В музыкальных, спортивных, художественных школах отбирают лучших, многие остаются за бортом. Училища почти все закрыты, работает практически один ВУЗ, поэтому каждый год дети автобусами уезжают в большие города и там оседают.
Ольга Ахмадуллина, художник, преподаватель художественной школы
До недавнего времени я работала в кадровом отделе одного из крупнейших нефтяных учреждений города, в котором трудится примерно 1,6 тыс. человек. И могу сказать, что молодежь по-прежнему уезжает в большие города. Было много студентов, которые проходили у нас практику, и которых мы хотели бы пригласить работать к нам, но они отказывались, говоря, что уезжают в Казань. Вообще, очереди желающих поработать у нас не было, мы принимали на работу в основном людей со средним образованием, редко с высшим, и с каждым годом этот тренд нарастал. Теперь я работаю в «Татнефти», и тут ситуация другая: внутренняя текучка очень маленькая, редко кто уезжает в большие города. Но берут все же больше социальными бонусами, а не городской инфраструктурой.
Роза Каримова, специалист по кадрам
Но любопытно, что проявился другой эффект, который можно отследить на рынке недвижимости. Какой-то прямой зависимости и роста цен в домах, разрисованных художниками или граничащих с парками, конечно, нет. Но есть общие миграционные тенденции.
Если в прошлом году рынок недвижимости в городе просто стоял, то в 2018 упали ипотечные ставки и покупательская активность не заставила себя ждать. Это, конечно, общероссийская тенденция, а не чисто городская. Но вот какая любопытная деталь: в связи со всей этой историей с велодорожками и художниками про наш город узнало очень много людей по России, его показывали по всем федеральным каналам. И теперь мы все чаще оформляем ипотечные договора для иногородних, переезжающих в Альметьевск на ПМЖ в основном из соседних городов Татарстана – Лениногорска, Бугульмы. Да и наша молодежь вроде уже не так стремится уезжать, многим нравятся преобразования.
Незамеева Зульфия, специалист по недвижимости
Фото: Evolution.ru, Минспорта Республики Татарстан, Art16.ru, aira.ru, tatarstan.ru